Главная / Россия

Бывает, от участия в увлекательном путешествии Вас отделяет всего один телефонный звонок:
+371 29572565

... или один шаг:
Skype: travelling.lv

... порой и одно слово:
vladimir@travelling.lv

Печатать

Поход на Кольский полуостров за легендами древних лопарей

День 0. 17 июня 2011 года.

Где-то между 23.00 и 0.00
Рига, сбор на перекрёстке Nīcgales и Deglava. Как только отъехали от Риги, все начали вспоминать, кто что забыл дома. Обычное дело.

День 1. 18 июня 2011 года.

Утром приехали в Таллин. Ждали парома на Хельсинки у старого причала. Второй раз в жизни встречаю утро здесь.

Находясь уже в Финляндии, проехали мимо поля с толпой из чучел. Хотели остановиться и сфотографироваться. Но Виталику, с..ка, было в падлу разворачиваться и он сказал: “У меня нет задней, поэтому мне по..й”.

Зато остановились на какой-то заправке, где стоял старый советский вертолёт с нарисованным санта-клаусом. Встретили тут латвийских каякеров.

Где-то, в час - два дня я сел за руль. Вёл часов пять. На последних километрах Володя поставил для меня диск с какой-то композицией в ритме марша в исполнении Scorpions и симфонического оркестра. Под неё у Володи возник образ, что я северокорейский революционер, который везёт нас всех в светлое будущее. Потом этот революционер очутился на коне и скакал на закате с северокорейским флагом. Эпично.

К десяти вечера мы добрались до города Салла, который находится у русско-финской границы. По пути выяснилось, что таможня открыта с 7.00 до 21.00. Чтобы дождаться утра решили переночевать на берегу озера рядом с Саллой. Тут проходит старая военная железная дорога. Её построили по требованию СССР, после окончания Зимней войны. Тогда многие финны боялись, что СССР будет использовать её для повторной атаки. Но, в последствии, дорога использовалась немецкими войсками для вторжения в СССР.

День 2. 19 июня 2011 года.

Дороги в России очень ухабистые, особенно это чувствуется после гладкого финского асфальта. Слушали русский рок и группу Любэ, музыка звучала очень в тему.

На дорогах стоят КПП на которых дежурят призывники.

Дальше по дороге заехали в город Оленегорск чтобы закупиться по серьёзному. При въезде в город стоит действующий лунапарк со старыми советскими аттракционами. Сразу в глаза бросилось кольцо обозрения как в Чернобыльском городе Припять. Все дома тут с облупившейся штукатуркой. Людей на улице достаточно много. Мы покружили вокруг города, наобум нашли магазин. Закупились и поехали дальше.

Большую часть дороги я проспал.

Проехали мимо Мончегорска. Большое впечатление произвели размеры здешних рудников. Железные дороги и ржавые столбы линий электропередач очень напоминают атмосферу из фильма Сталкер.

Вечером, около 22.00 приехали к руднику Карнасурт, находящемуся у тропы, ведущей в Ловозерские Тундры. Создавалось впечатление, что рудник не функционирует. Но на проходной есть дежурный, который следит за порядком. Без проблем договорились пройти через территорию, чтобы попасть к тропе.

И вот они, долгожданные горы.

Где-то даже сохранился снег. Хоть у подножия и пекло, но стоило нам немного подняться выше, как температура заметно упала.

Изначально мы пошли по тропе, которая ведёт в заказник. Но потом свернули направо в сторону южных гор и начали восхождение. Некоторое время пришлось идти по крупным ребристым камням, высотой в половину человеческого роста. А иногда по снегу.

Пройдя несколько километров, мы вышли на тропу, оставленную какой-то тяжёлой техникой. Это мне показалось чем-то невероятным. Как могла техника пройти сюда и с какой целью вообще здесь находилась?

Комары нам не особо докучали. Хотя стоило ветру утихнуть, как они сразу появлялись. Было немного странно когда они нас облепили пока мы шли по снегу.

В 23.00 решили сделать остановку и разбить лагерь прямо на тропе. Вокруг одни камни, но мы нашли хорошее место, где валялись какие-то доски и брёвна, которые мы и собрали для костра. Соорудили печку из камней, поставили палатки. Наталья порадовала нас отличным ужином из гречневой каши со шпеком и греческими оливками.

Когда ложились спать, солнце почти не заходило.

Пройдено 7 км., набор высоты – 180 м.
Ночёвка на высоте 950 метров.
Время пути 2ч. 30мин.

День 3. 20 июня 2011 года.

Погода была ясная и солнечная. Дул прохладный ветер, что идеально для пешего похода. Прекрасный вид каньонов и Сейдозера на горизонте приятно радовали глаз и идти было веселее.

Хотя мне с непривычки было тяжеловато тащить двадцатикилограммовый рюкзак.

Сегодня взяли самую высокую точку массива. Путь лежал через каменистую местность. Было довольно тяжело идти через огромные, острые и ребристые камни. Иногда маршрут пересекал снежные полосы. Это давало отдых суставам, но нагружало мышцы.

На одной из вершин мы нашли тайничок с записками. В одной была просьба её забрать и отправить весточку хозяевам. Записка датировалась 2009 годом.

Сегодняшний поход мы завершили на берегу горного озера. Дров нашли совсем немного. Решили сделать быстрый ужин. Пока грелась вода, народ развлекался. Сидели весело, я только шутки записывать не успевал. После двух часов попытки разогреть воду на вяленьком костре плюнули на это и воспользовались газовым примусом. Правда Миша, подменивший Володю на расколку дров с помощью ножа и камня, продолжал колоть чисто из спортивного интереса. Вода на горелке вскипела где-то за десять минут и Наташа приготовила изумительное пюре с овощными приправами. Вдобавок к каждой порции прилагался лосось в томате. Скушав основное блюдо, мне поручили заполнить котелок водой. Я подошёл к озерцу возле которого мы остановились на стоянку и обнаружил, что дно покрыто галькой, я решил заодно и помыть котелок. Дело несложное. Зато получил похвалу от Наташи, а потом ещё использовал это как аргумент, чтобы в следующий раз котелок не мыть.

Легли спать в 17.00. Подъем назначен на 7 утра. 8 часов сна - просто роскошь в таких походах.

Пройдено 24,5 км.
Время в пути 8 часов 30 минут.
Ночёвка на высоте 950 метров.

День 4. 21 июня 2011 года.

Ночью был сильный ветер. Встали в 7 часов утра. Начал накрапывать дождь. Решили сняться и найти более безветренное место, чтобы позавтракать. Дорога начиналась с камней. Мы решили, что эти камни являются застывшей лавой, судя по их пористой структуре. Было тяжело передвигаться по огромным валунам.

Через 4-5 километра мы подошли к одному из каньонов и начали спуск. Скапливающиеся у верхнего края каньона тучи начали поливать нас то моросящим дождём, то чуть ли не ливнем.

Местность сменялась то мягким ягелем, то камнями, местами довольно крупными. В отличие от камней на гребне гор, в каньоне они покрыты мхом и лишайником, что в дождливую погоду делает их опасно скользкими. Стекающие с гор ручьи, образованные тающим снегом, превратились в полноценную реку, текущую по дну каньона.

Когда камни практически закончились, мы вышли на тропинку, вдоль которой на деревьях расклеены синие маркировки “Региональный заказник Мурманской области”. Где-то в середине каньона нашли кострище и сделали привал на обед. Костёр под таким дождём развести не удалось, поэтому согревали обед на горелке. Пообедав, продолжили путь в сторону озера, до которого оставалось совсем немного. Из-за плохой погоды Володя решил, что только дойдём до берега, сразу искать стояночное место и заночевать. Но наш путь закончился раньше. Мы наткнулись на развилку, на которой был указатель на мост. Повернув к нему, мы быстро его нашли.

Буквально метрах в пятидесяти дальше по тропинке, наткнулись на сруб, построенный в 1976 году в честь погибших туристов Алексея и Александра.

Место оказалось очень гостеприимным. С легкостью развели костер и затопили печку в домике. Через какое-то время и дождь перестал лить. Весь остаток вечера был проведён за сушкой вещей, игрой в Уно, поддержанием огня в печке и на костре и готовкой.

Пройдено 11,5 км.
Время в пути 4 часа 10 минут.
Ночёвка на высоте 250 метров.

День 5. 22 июня 2011 года.

День начался с хорошей погоды. Проснувшись, я побежал к речке мыться. Несмотря на ледяную воду, после мытья чувствовалось свежо и бодро. Все хорошо выспались. Те, кто спал в домике даже не задохнулись от влажности сушившихся носков, курток и термобелья, и остались очень довольны. Покидая стоянку, мы сфотографировались с лешим, который стоит рядом с домом. Поблагодарили место за гостеприимство и отправились дальше.

Путь шел лесными тропинками с изредка попадавшимися камнями. Где-то через полчаса ходьбы, мы наконец вышли на озеро продравшись сквозь прибрежные кусты. Пройдя буквально десять метров по берегу, мы остановились отдохнуть. И тут я увидел Куйву. Огромный силуэт прорисовывался в скале на противоположном берегу.

А озеро было таким живописным.

Вообще, почти с самого начала, как мы въехали в Россию, у меня было ощущение, что я попал в какую-то картинку из букваря. Так и сейчас, находясь на берегу Сейдозера, я испытывал это чувство.

Мы пошли дальше по тропе вдоль берега. Потом тропа свернула в глубь леса. Пару раз мы натыкались на места чьих-то ночёвок. На одном было выложено некое магическое сооружение из камней. Идя дальше, мы увидели воду с правой от нас стороны. Я не сразу догадался, что мы находимся на полуострове. Потому, что плохо представлял, как мы могли на него попасть. Промелькнули мысли о галлюцинациях и странных магических явлениях на этом озере. Позже, при изучении карты, всё стало на свои места.

Через какое-то время наш путь перегородила река. Пришлось всем снимать штаны и обувь, чтобы пройти её в брод. Назойливые комары были тут как тут. Я в очередной раз пожалел, что оставил свои сандалии в машине, и реку пришлось преодолевать босиком. Мы переправлялись, позируя перед камерой Натальи и слегка поругиваясь на комаров.

Форсировав реку, двинулись дальше, было чувство, что ноги разбухли от воды. На каждом шагу ступни напоминали пакет с жидкостью, с болью растекающийся по всему ботинку. Жаловаться бессмысленно, я стиснул зубы и шёл дальше. Пройдя ещё немного, мы опять вышли к озеру. Тропинка заканчивалась на краю полуострова и опять обрывалась бродом, ведущим к мостку, построенному с противоположного берега. Тут уж я попросил Володю одолжить его сандалии. По воде пришлось идти два раза и каждый раз Володя, переходя первым, перебрасывал сандалии обратно. При первом броде они чуть не уплыли. А на втором один тапок уплыл у Мишки. Он ещё минуту провожал их грустным взглядом и смирившись пошёл дальше.

Пройдя брод, мы вышли на болотную поляну.

Следуя вдоль берега дальше на восток, вышли на дорогу, по которой почти сразу вышли на стояночное место, на берегу соседнего озера Ловозеро. Здесь находился старый кордон Мотка. Он даже отмечен на карте.

Всё довольно обустроено: стол со скамейками, хорошее кострище, даже баня, но мы её топить не стали. Обстановка была расслабляющей, а мы ещё не высохли после вчерашнего дождя. Решили устроить обед и так и просидели здесь часа полтора. Пока грелась вода, дёрнули по коньяку, а после борща с сухарями дёрнули ещё раз. Было очень лениво продолжать путь дальше.

Но время идёт, а двигаться надо. Кое как заставив себя собраться, мы пошли назад по дороге в западном направлении и вскоре наткнулись на действующий кордон. В домике находились два человека. Инспектор заказника и механик. Володя нас зарегистрировал, а мы в это время фоткались на фоне каньона, с которого спускались вчера днём и сегодняшним утром. Теперь он находился на противоположной стороне Сейдозера.

Глядя на него, испытывалось чувство лёгкой эйфории. Как сказал Ваня: «Начинаю даже гордиться собой»

Работники заказника рассказали нам, какие дороги ведут обратно к руднику и что нас ожидает на этих дорогах. Та дорога, что по проще, идёт дальше вдоль озера, а потом вверх на горы. Вторая шла сразу на горы на север, через “каменюку” - так выразился механик - а на хребте имелась старая геологическая дорога, подобная той, по которой мы шли в первый день пути. Двое из группы, в том числе и я, проголосовали за то, чтобы идти вдоль озера. Остальным было всё-равно. Володя решил начать путь вдоль озера, а там ориентироваться по обстоятельствам. Сам он хотел идти через горы. Механик предупредил нас, что в конце озера два года подряд туристов пугает то ли медведь, то ли росомаха. Кстати, вообще, по его словам, народу на озере бывает очень много. Когда он сам работал тут инспектором, за месяц регистрировалось от 600 до 1000 человек. Мы спросили, где можно набрать воды, на что механик сказал брать её прямо из озера и что они и сами её пьют. Мы немного помялись, но воды набрали.

Пошли дальше. Наткнулись на мост через очередную речку, текущую с гор. Кто-то решил слить воду, набранную в озере, и запастись проточной водой из реки.

На одном из стояночных мест Володя, с которым я шёл вместе, остановился, чтобы подождать отстающих. Тут я увидел некие подобия надписей на одном из горных склонов на противоположном берегу. Меня подкололи, что это всё глюки озера. Или от того, что я выпил его воды. Я решил сделать несколько снимков этих “надписей”.

Догнал я ребят у очередной реки, впадающей в озеро. Переправа через неё представляла из себя бревно, по которому перебраться можно было только ползком. С тяжёлым рюкзаком не всем это было под силу. Через бревно перебрались только Володя и я. Остальные нашли место выше по течению, и перешли реку по камням. Тут оказалось, что не хватает Ивана, и Володя решил вернуться за ним. Виталику сказал засечь 10 минут и отправляться тоже, если не вернутся за это время. Мы присели и начали ждать, отбиваясь от комаров, и поливая друг друга репеллентом. Десять минут прошло и Виталик ушёл. Нам ничего не оставалось делать, кроме как кормить комаров. Но ребята вскоре вернулись. Оказывается, Ваня подвернул сильно ногу и не знал, что делать. Думая, что мы уже совсем ушли, а на гору он не заберётся, он пошёл обратно на кордон. Хорошо, что Вовка его догнал.

По дороге пару раз прогремело с неба, но обошлось. Дождь так и не начался. Вскоре мы нашли и своё место для ночлега. День закончился игрой в Уно для всех, а для меня написанием этого дневника. Медведя мы так и не встретили, видели только его помёт на тропе.

Пройдено 18,7 километров.
Время в пути 5 часов 30 минут.
Ночлег на высоте 195 метров.

День 6. 23 июня 2011 года.

Утром меня разбудил гул какого-то военного самолёта. Его было слышно очень долго. Мы еле-еле встали в 8 утра.

Наш путь начался на тропинке вдоль озера. Тропа шла мимо каменистой полянки, с которой очень хорошо было видно Куйву.

Пройдя пару-тройку километров, мы наткнулись на великолепную лагуну и решили искупаться. Миша, попробовав воду первым, сказал, что она просто молоко. С восторженными воплями и мы приняли водные процедуры. На самом деле водичка была почти ледяная и жгла.

Как-то само собой получилось, что все без предварительной договорённости настроились на завершение похода без остановок на стоянку. Каждый шёл с той скоростью, с которой мог, не дожидаясь остальных, так как путь до перевала всем был более-менее ясен. В результате мы разбились на три группы.

Крупные камни на перевале сильно замедлили движение. Неприятной болью давало о себе знать левое колено. Наташа бодренько шла впереди, а я всё пытался её догнать. На склоне мы встретили двух браконьеров, каждый с веслом, спускающихся к озеру.

Уже почти добравшись до вершины перевала, я попросил Наташу остановиться передохнуть. Скинув рюкзак, я сел и просто дышал. Наташа же побежала куда-то сделать пару видеокадров, потом села позагорать недалеко от меня. Устроилась по удобней и закричала мультяшным голосом: «Ой, как хорошо!» Это меня позабавило, и заодно прибавило сил идти дальше. Настроение в горах имеет большое значение.

Наконец мы перешли перевал, и начался не менее опасный спуск. Опять огромные острые камни. Уже виднелся рудник на горизонте. Но каждый раз, взобравшись на очередной холмик, оказывалось, что идти надо дольше, чем казалось изначально. Важно было не терять бдительность и не торопиться. Когда мы вошли на территорию рудника, он нам показался бесконечным. Вот-вот должна была появиться проходная, а мы всё идём и идём.

Когда мы подошли к воротам рудника, у меня сил не осталось, и всё что я мог сделать – это сбросить рюкзак и снять ботинки. А Наташа, напротив, уже начала доставать остатки съестных припасов: сервелат и сыр. Даже успела договориться с работниками рудника, чтобы согреть воду и приготовить нам суп.

Когда с перевала пришли Володя и хромающий Ваня, мы отправились на отдых в Кандалакшу.

Виталик постоянно считал расставленные вдоль дороги памятники погибшим в автокатастрофе.
- Как же они тут ездят? - восклицал он - Вообще это правильно, что ввели ограничение на алкоголь.

Любуясь российскими пейзажами, мы обратили внимание на то, что облака скопились только над вершинами гор. Предположили, что восходящие потоки, образованные склонами, затягивают их в себя. Обсудили парашютно – параплановую тему.

Наконец мы приехали в город нашего последнего назначения, где планировалось встать на ночлег, на берегу Белого моря, пособирать морских мидий и встретить Лиго. Но чтобы попасть к задуманному месту, нужно было ещё пройти километров пять от бусика. Пришлось опять взвалить рюкзаки на плечи, чтобы донести продукты. Только в этот раз продуктов было гораздо больше, чем мы брали в поход. Мне достался мешок с пивом. Не помню сколько точно бутылок было, четыре или пять по полтора литра. Шли где-то час, но оно того стоило. Вид залива Белого моря был восхитителен. На горизонте из туманной дымки виднеются холмы противоположного берега. А прямо напротив нас небольшой остров, покрытый хвойным лесом. Во время отлива к острову открывается проход.

На той стоянке, где хотел остановиться Володя, уже расположились какие-то люди. Это были смотрители, обустраивавшие стояночные места скамейками из брёвен. Довольно приятный факт.

К слову о государственно-социальных программах в России: в магазине в Оленегорске ветеранам Отечественной войны и жертвам фашизма предоставляются скидки. Я это понял по табличке с соответствующим объявлением и списком продуктов.

Мы прошли дальше по берегу и нашли небольшой мыс, на котором и остановились.

Мы развели костёр. Володя замариновал курицу. Наташа достала Jāņu Siers, который тащила с собой аж из самой Риги. Мы сидели долго. Где-то до трёх или четырёх утра. Ночь в заполярье не чувствуется. Светло почти как днём. Да и торопиться было некуда, весь следующий день мы собирались провести здесь, на берегу Белого Моря.

День 7. 24 июня 2011 года.

Я проснулся поздно, потому что можно было не торопиться с подъёмом. Когда мы встали, был отлив, и открылся проход на остров с тысячелетним лабиринтом. Миша, Дима, Ваня, Виталик и я отправились на его поиск, нашли быстро. Пофоткались.

Кто-то решил поковыряться в открывшихся от воды водорослях на наличие мидий. Их там оказалось очень много. Часа два собирали. В результате собрали три котелка. Остановиться было трудно.

Когда начали их варить, между Наташей и Виталиком возник спор по поводу того как определять готовность. Наташа утверждала, что мидии должны стать оранжевыми. Виталик это категорически отрицал. Они чуть не подрались и поспорили на арбуз. Виталик проиграл, но довёл Наташу почти до истерики.

Потом опять рубились в Уно. А я стругал палочки, чтобы ими доставать мидии, закинутые в костёр. После часа стругания, такими как я хотел палочки не получились. И Володя тогда спросил:
- Из этого вывод?
- Стругать прикольно. - невозмутимо ответил я.

День 8. 25 июня 2011 года.

Надо возвращаться домой. Обратный путь к машине шёл вверх. На последнем отрезке пути стало очень тяжко, несмотря на то, что рюкзаки уже были без продуктов. Мы с Мишкой попеременно останавливались передохнуть. Тут же налетали комары, которые были крупнее раза в полтора, чем те, что на Сейдозере.

Заехали в центр города, чтобы оставить Виталика, который собирался продолжить свой отдых с другой компанией на рафтах.

А дальше нас ждала дорога домой, приграничные КПП, Российско-Финская граница.

Финские автобаны.

Паром Хельсинки - Таллин.

Прибалтийские дороги и вечерний родной город.

Автор: Александр Син, сентябрь 2011, Рига, Латвия.